Главная » 2008 » Январь » 14 » Разработала учитель технологии МОУ СОШ №3 г.Мензелинска Аманова Н.В.
Разработала учитель технологии МОУ СОШ №3 г.Мензелинска Аманова Н.В.
12:17
Разработала учитель технологии МОУ СОШ №3 г.Мензелинска Аманова Н.В. Тема: «Изготовление корзины из газеты». Раздел: «Рукоделие». Дидактическое обоснование урока Цели урока:
• образовательные цели: - ознакомить учащихся с различными видами плетения - ознакомить с технологическим процессом плетения корзины из газеты • развивающие цели: - способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности - создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, логического мышления, моторики рук - способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся • воспитательные цели: - применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности, воспитание эстетического вкуса, трудолюбия и ответственности за результат своего труда - создание на занятии рабочей дружеской атмосферы • профориентационные цели: - обобщить знания о сфе¬рах трудовой деятельности, профессиях, карьере - воспитывать уважение к работающему человеку
Методическое оснащение урока: 1. Материально-техническая база: — кабинет технологии; — ножницы; — спица. — клей — газеты 2. Дидактическое обеспечение: — рабочая тетрадь; — презентация Microsoft Power Point; — учебно-техническая документация: инструкционно -технологические карты; — образец объекта труда (корзинка) — образцы поузловой обработки изделий: =«лоза» =плетеное донышко =плетеная крышка
Методы обучения: • интерактивный, объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический Тип урока: • комбинированный Формы организации познавательной деятельности учащихся: • фронтальная • индивидуальная Словарная работа: Обжиг, силки, циновка, флористика, икебана, оттонировать.
Ход урока
1. Организационный момент: — приветствие; — проверка явки учащихся; — заполнение учителем классного жур¬нала; — проверка готовности учащихся к уроку; — настрой учащихся на работу; Прозвенел звонок для нас, Мы зашли тихонько в класс. Встали все у парт красиво Поздоровались учтиво. Тихо сели. Спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда Мы урок начнём тогда. — доведение до учащихся плана урока.
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания Выступление девочек с небольшими докладами: • плетение из бисера • плетение из ниток (макраме) • плетение из соломы 3. Актуализация знаний учащихся - Наш урок посвящен древнейшему виду ремесла – плетение. - Из каких еще материалов можно плести? 4. Изложение учителем нового материала Искусство плетения из лозы уходит своими корнями в глубину веков. Уже в каменном веке существовал способ обжига глиняных изделий: Сначала делали плетеную из веточек емкость, а затем изнутри обмазывали ее глиной. Веточки конструкции обгорали на костре, а на поверхности сосуда оставался рисунок плетения. Люди умели плести верши и силки, технология плетения использовалась для возведения стен жилищ. В эпоху Неолита, на заре развития человечества, плетение из лозы являлось одним из привычных ремесел. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных емкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды: на черепках отчетливо видны следы характерного переплетения. В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника. В Древнем Риме войско гладиатора Спартака спустилось с вершины Везувия по сплетенным из виноградной лозы лестницам. В Средние века техника лозоплетения была одной из самых распространенных. Многочисленные плетеные изделия изображены на полотнах художников эпохи Возрождения. Плетение из лозы является предшественником ткачества. Первые циновки и одежда, сплетенная из трав, - прообраз современных тканей. Постепенно материал для плетения изменился, появились дополнительные приспособления, но принцип "основа - уток" в ткачестве остался. Во все времена, у всех народов были популярны изделия, созданные мастерами, владеющими техникой лозоплетения. Ко второй половине XIX века этот вид прикладного искусства вошел в моду самых различных слоев общества. О широкой популярности плетеных изделий можно судить по ассортименту предлагаемых товаров: всевозможная мебель (стулья, столы, диваны, ширмы, этажерки и детские кроватки), газетницы, коляски, качели, дорожные сундуки, корзины (для бумаг, рукоделия, цветов, фруктов), детские игрушки, предметы сервировки стола (хлебницы, сухарницы), которые пользовались неизменным спросом. Древнее искусство органично входит в современность, сообщая окружающей действительности особую неповторимость и изысканность. Плетение из лозы - одно из немногих занятий, дошедших до нас практически без изменения. На первом месте в искусстве плетения всегда стояло утилитарное назначение изделий, что позволяет рассматривать лозоплетение как один из видов декоративно-прикладного искусства. Научиться плести может каждый. Стройная, веками отработанная система приемов и правил позволяет прийти к созданию практически любой вещи. Людям, настроенным на более серьезную перспективу, заметим, что изделия из лозы в наше время везде находят своих покупателей: и на простых сельских рынках, и в престижных художественных салонах. Подкупает доступность материала - любое растение, имеющее длинные, тонкие и гибкие стебли, корни или листья. Такими свойствами обладают рогоз, ситник, тростник, виноградная лоза, корни хвойных деревьев, листья кукурузы, солома хлебных знаков и многие другие растения. Приемы лозоплетения открывают широкий диапазон возможностей для объединения с другими техниками, в основе которых лежит использование природных материалов: резьба, роспись, флористика, икебана, - со всеми, которые подскажет Вам фантазия и творческий потенциал. Существует много разных видов плетения, я хочу остановится лишь на трех из них: «плетенке», «веревочке» и «клеточке». Наиболее удобной для плетения является «клеточка», так как изделия на основе клеточки легко поддаются расчетам и просты в исполнении. «Плетенка» «Плетенка» — простейший вид плетения, применяемый, например, при изготовлении хозяйственных корзин (рис. 1). Набираем необходимое число лент одинаковой ширины и толщины для изготовления полотна. Раскладываем на одинаковом расстоянии, равном ширине 2—3 лент, основные продольные (вертикальные) ленты, затем переплетаем их поочередно поперечными (горизонтальными) лентами, которые располагаем вплотную друг к другу. Рис. 1. «Плетенка» «Веревочка» Плетение «веревочкой» осуществляется двумя поперечными лентами одновременно. Раскладываем основные, продольные ленты (они расположены вертикально) на равном расстоянии друг от друга, а затем оплетаем их двумя поперечными лентами, перехлестывая последние между собой, как показано на рис. 2. Закончив переплетение всех продольных (вертикальных) лент, начинают их переплетение новой парой и т. д. При такой технике плетения две поперечные ленты, обходя продольные, сплетаются друг с другом, образуя своеобразную веревочку, откуда и пошло название «плетение». Рис. 2. «Веревочка» «Клеточка» Плетение «клеточкой» является разновидностью «плетенки». В этом случае каждая продольная лента переплетается с каждой поперечной, то есть плетение осуществляется через шаг — и те и другие ленты располагаются на равном расстоянии друг от друга, что и отличает «клеточку» от «плетенки» (рис. 3, а). Рис. 3. «Клеточка»: а — прямая; 6 — ромбическая Таким образом, плетение «клеточкой» напоминает по рисунку текстильные изделия и не нуждается в особых пояснениях. Если поперечные и продольные ленты расположить под другим углом, например 60 °, то клетки будут не квадратной, а ромбической формы (рис. 3, б). 5. Закрепление знаний учащихся - Какой принцип ткачества лежит в основе плетения? - Назовите виды плетения. 6. Практическая работа. Изготовление плетеной корзинки. 6.1. Вводный инструктаж учителя: - Сегодня на уроке мы с вами изготовим удивительную корзинку сделанную из необычной лозы. А необычность ее в том, что она изготовлена из газеты (демонстрация корзины).
На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Ну а корзинщики выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку; брали в дорогу, отправляясь в дальний путь; в них собирали урожай; с ними ходили по грибы. Предполагается, что корзиноплетение первоначально возникло в местах обитания человека вблизи рек и озер и служило для нужд рыболовства. В наши дни плетеными изделиями пользуются, конечно же, реже, чем в древние времена. Важное место занимают корзины
Для работы нам потребуются: старые газеты, ножницы, клей, спица или деревянная палочка. (слайд 2)
Знакомство с технологией изготовления корзинки с помощью презентации Microsoft Power Point;
I. Первая задача – получить «лозу». 1. Разрезаем газету на длинные полоски. (слайд 3) 2. На вязальную спицу, тонкий прутик наматываем бумажную полоску, начав с уголка и скручивая трубочку наискосок (наматываем плотно, пока не закончится лента). (слайд 4) 3. Закрепляем конец ленты клеем. Вынуть спицу.(слайд 5)
Примечание: трубочки не должны быть одинаковыми по всей длине. Один конец должен быть потоньше другого – тогда при наращивании трубочек в процессе плетения их можно будет легко вставить одну в другую.
II. Плетение донышка. 1. Плести начинаем с элементарной сетки. (слайд 6) 2. Когда будет готова сетка 5 x 5 делений, то начинаем круговое плетение: берем один из торчащих концов и начинаем выплетать по кругу до тех пор, пока не сплетете дно нужных размеров. Если трубочка заканчивается. То надо надставить ее следующей, вставив в заканчивающую смазав е клеем. (слайд 7)
Теперь определяемся с размерами будущей корзинки. Отталкиваться необходимо от существующего образца, типа горшочка для цветов. Сплетенное донышко должно совпадать по размеру с донышком этого горшочка. (слайд 8)
III. Плетение корзины. 1. Ставим на него емкость с таким же по размеру донышком. И теперь, как матрицу, начинаем оплетать боковые стены основы. (слайд 9) 2. Переворачиваем и продолжаем оплетать уже боковины, периодически наращивая основную трубочку новыми, путем вставления в нее. Для боковых стенок используйте «лозу» потолще. Так оплетаем горшочек до нужной высоты. (слайд 10) 3. Если высота достаточная, прячем лишние концы трубок – начинаем заделывать концы. Это делаем очень просто: заводим горизонтальные трубки за вертикальные каркасные. И вплетаем их вниз вдоль вертикальных. Для этого продолжим им дорогу жесткой спицей. (слайд 11)
IV. Плетение крышки. 1. Плетем диск. Вплетаем лишние концы с одной стороны, которая потом будет нижней. (слайд 12)
V. Выполнение ручки. 1 Делаем ручки петелькой, просто завязав ее у основания узлом. 2 Прикрутить несколькими витками крышку к корзинке. (слайд 13)
VI. Покраска корзинки. 1. Корзинку можно предварительно оттонировать подходящим красителем (красителями или морилкой) 2. Покрасить лаком (2-3 слоя с высушиванием каждого в течении 12-24 часов) (слайд 14)
6.3 Инструктаж по технике безопасности Правила работы с ножницами • Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. • Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы. • Ножницы кладите кольцами к себе. • Следите за движением лезвий во время резания. • Не оставляете ножницы раскрытыми. • Передавайте ножницы кольцами вперед. • Не машите ножницами, не подносите к лицу. • Используйте ножницы по назначению. • После окончания работы кладите ножницы в футляр. • Храните ножницы всегда в определенном месте. Физкультминутка. 6.4. Самостоятельная работа учащихся по инструкционно -технологическим картам
6.5. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы) Формирование новых умений: • проверка организованности начала работы учащихся; • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления); • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания; Усвоение новых знаний: • проверка правильности использова¬ния учащимися учебно-технической доку¬ментации; • инструктирование по выполнению за¬дания в соответствии с технологической документацией. Целевые обходы: • инструктирование учащихся по вы¬полнению отдельных операций и задания в целом; • оказание помощи слабо подготов¬ленным к выполнению задания учащимся; • рациональное использование учеб¬ного времени учащимися; • правильность ведения самоконтроля.
6.6. Заключительный инструктаж учителя: • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися; - Какие сложности возникли при изготовлении корзинки? - Какой этап изготовления вам показался наиболее сложным? • разбор типичных ошибок учащихся; - Изготовление «лозы» (неаккуратность при скручивание, неодинаковая толщина) - Рыхлая корзина (не плотное плетение) • повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
- Согласить работа замечательная и интересная. Несложная и оригинальная, посильная любому возрасту. Идея дает простор для фантазии при выборе и формы, и размеров, и цвета корзинки, т.е. можно вполне проявить себя при плетении подобного шедевра.
7. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Домашнее задание - Покраска корзинки. • Корзинку можно предварительно оттонировать подходящим красителем (красителями или морилкой) • Покрасить лаком (2-3 слоя с высушиванием каждого в течении 12-24 часов)
8. Уборка рабочих мест. 10. Подведение итогов урока учителем: - Молодцы все девочки справились с заданием. Выставление оценок.