Средняя школа №3 Понедельник, 29.04.2024, 04:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Мини-чат

Главная » 2008 » Январь » 14 » Разработала учитель технологии МОУ СОШ №3 г.Мензелинска Аманова Н.В.
Разработала учитель технологии МОУ СОШ №3 г.Мензелинска Аманова Н.В.
12:17
Разработала учитель технологии МОУ СОШ №3 г.Мензелинска Аманова Н.В.
Тема: «Изготовление корзины из газеты».
Раздел: «Рукоделие».
Дидактическое обоснование урока
Цели урока:

• образовательные цели:
- ознакомить учащихся с различными видами плетения
- ознакомить с технологическим процессом плетения корзины из газеты
• развивающие цели:
- способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности
- создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, логического мышления, моторики рук
- способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся
• воспитательные цели:
- применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности, воспитание эстетического вкуса, трудолюбия и ответственности за результат своего труда
- создание на занятии рабочей дружеской атмосферы
• профориентационные цели:
- обобщить знания о сфе¬рах трудовой деятельности, профессиях, карьере
- воспитывать уважение к работающему человеку

Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
— кабинет технологии;
— ножницы;
— спица.
— клей
— газеты
2. Дидактическое обеспечение:
— рабочая тетрадь;
— презентация Microsoft Power Point;
— учебно-техническая документация:
инструкционно -технологические карты;
— образец объекта труда (корзинка)
— образцы поузловой обработки изделий:
=«лоза»
=плетеное донышко
=плетеная крышка

Методы обучения:
• интерактивный, объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический
Тип урока:
• комбинированный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
• фронтальная
• индивидуальная
Словарная работа:
Обжиг, силки, циновка, флористика, икебана, оттонировать.


Ход урока

1. Организационный момент:
— приветствие;
— проверка явки учащихся;
— заполнение учителем классного жур¬нала;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— настрой учащихся на работу;
Прозвенел звонок для нас,
Мы зашли тихонько в класс.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели. Спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда
Мы урок начнём тогда.
— доведение до учащихся плана урока.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания
Выступление девочек с небольшими докладами:
• плетение из бисера
• плетение из ниток (макраме)
• плетение из соломы
3. Актуализация знаний учащихся
- Наш урок посвящен древнейшему виду ремесла – плетение.
- Из каких еще материалов можно плести?
4. Изложение учителем нового материала
Искусство плетения из лозы уходит своими корнями в глубину веков. Уже в каменном веке существовал способ обжига глиняных изделий: Сначала делали плетеную из веточек емкость, а затем изнутри обмазывали ее глиной. Веточки конструкции обгорали на костре, а на поверхности сосуда оставался рисунок плетения. Люди умели плести верши и силки, технология плетения использовалась для возведения стен жилищ.
В эпоху Неолита, на заре развития человечества, плетение из лозы являлось одним из привычных ремесел. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных емкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды: на черепках отчетливо видны следы характерного переплетения.
В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника.
В Древнем Риме войско гладиатора Спартака спустилось с вершины Везувия по сплетенным из виноградной лозы лестницам.
В Средние века техника лозоплетения была одной из самых распространенных. Многочисленные плетеные изделия изображены на полотнах художников эпохи Возрождения.
Плетение из лозы является предшественником ткачества. Первые циновки и одежда, сплетенная из трав, - прообраз современных тканей. Постепенно материал для плетения изменился, появились дополнительные приспособления, но принцип "основа - уток" в ткачестве остался.
Во все времена, у всех народов были популярны изделия, созданные мастерами, владеющими техникой лозоплетения. Ко второй половине XIX века этот вид прикладного искусства вошел в моду самых различных слоев общества. О широкой популярности плетеных изделий можно судить по ассортименту предлагаемых товаров: всевозможная мебель (стулья, столы, диваны, ширмы, этажерки и детские кроватки), газетницы, коляски, качели, дорожные сундуки, корзины (для бумаг, рукоделия, цветов, фруктов), детские игрушки, предметы сервировки стола (хлебницы, сухарницы), которые пользовались неизменным спросом. Древнее искусство органично входит в современность, сообщая окружающей действительности особую неповторимость и изысканность.
Плетение из лозы - одно из немногих занятий, дошедших до нас практически без изменения. На первом месте в искусстве плетения всегда стояло утилитарное назначение изделий, что позволяет рассматривать лозоплетение как один из видов декоративно-прикладного искусства. Научиться плести может каждый.
Стройная, веками отработанная система приемов и правил позволяет прийти к созданию практически любой вещи. Людям, настроенным на более серьезную перспективу, заметим, что изделия из лозы в наше время везде находят своих покупателей: и на простых сельских рынках, и в престижных художественных салонах.
Подкупает доступность материала - любое растение, имеющее длинные, тонкие и гибкие стебли, корни или листья. Такими свойствами обладают рогоз, ситник, тростник, виноградная лоза, корни хвойных деревьев, листья кукурузы, солома хлебных знаков и многие другие растения.
Приемы лозоплетения открывают широкий диапазон возможностей для объединения с другими техниками, в основе которых лежит использование природных материалов: резьба, роспись, флористика, икебана, - со всеми, которые подскажет Вам фантазия и творческий потенциал.
Существует много разных видов плетения, я хочу остановится лишь на трех из них: «плетенке», «веревочке» и «клеточке».
Наиболее удобной для плетения является «клеточка», так как изделия на основе клеточки легко поддаются расчетам и просты в исполнении.
«Плетенка»
«Плетенка» — простейший вид плетения, применяемый, например, при изготовлении хозяйственных корзин (рис. 1).
Набираем необходимое число лент одинаковой ширины и толщины для изготовления полотна. Раскладываем на одинаковом расстоянии, равном ширине 2—3 лент, основные продольные (вертикальные) ленты, затем переплетаем их поочередно поперечными (горизонтальными) лентами, которые располагаем вплотную друг к другу.
Рис. 1. «Плетенка»
«Веревочка»
Плетение «веревочкой» осуществляется двумя поперечными лентами одновременно.
Раскладываем основные, продольные ленты (они расположены вертикально) на равном расстоянии друг от друга, а затем оплетаем их двумя поперечными лентами, перехлестывая последние между собой, как показано на рис. 2.
Закончив переплетение всех продольных (вертикальных) лент, начинают их переплетение новой парой и т. д. При такой технике плетения две поперечные ленты, обходя продольные, сплетаются друг с другом, образуя своеобразную веревочку, откуда и пошло название «плетение».
Рис. 2. «Веревочка»
«Клеточка»
Плетение «клеточкой» является разновидностью «плетенки».
В этом случае каждая продольная лента переплетается с каждой поперечной, то есть плетение осуществляется через шаг — и те и другие ленты располагаются на равном расстоянии друг от друга, что и отличает «клеточку» от «плетенки» (рис. 3, а).
Рис. 3. «Клеточка»: а — прямая; 6 — ромбическая
Таким образом, плетение «клеточкой» напоминает по рисунку текстильные изделия и не нуждается в особых пояснениях. Если поперечные и продольные ленты расположить под другим углом, например 60 °, то клетки будут не квадратной, а ромбической формы (рис. 3, б).
5. Закрепление знаний учащихся
- Какой принцип ткачества лежит в основе плетения?
- Назовите виды плетения.
6. Практическая работа. Изготовление плетеной корзинки.
6.1. Вводный инструктаж учителя:
- Сегодня на уроке мы с вами изготовим удивительную корзинку сделанную из необычной лозы. А необычность ее в том, что она изготовлена из газеты (демонстрация корзины).

На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Ну а корзинщики выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку; брали в дорогу, отправляясь в дальний путь; в них собирали урожай; с ними ходили по грибы.
Предполагается, что корзиноплетение первоначально возникло в местах обитания человека вблизи рек и озер и служило для нужд рыболовства.
В наши дни плетеными изделиями пользуются, конечно же, реже, чем в древние времена. Важное место занимают корзины

Для работы нам потребуются: старые газеты, ножницы, клей, спица или деревянная палочка. (слайд 2)

Знакомство с технологией изготовления корзинки с помощью презентации
Microsoft Power Point;

I. Первая задача – получить «лозу».
1. Разрезаем газету на длинные полоски. (слайд 3)
2. На вязальную спицу, тонкий прутик наматываем бумажную полоску, начав с уголка и скручивая трубочку наискосок (наматываем плотно, пока не закончится лента). (слайд 4)
3. Закрепляем конец ленты клеем. Вынуть спицу.(слайд 5)

Примечание: трубочки не должны быть одинаковыми по всей длине. Один конец должен быть потоньше другого – тогда при наращивании трубочек в процессе плетения их можно будет легко вставить одну в другую.

II. Плетение донышка.
1. Плести начинаем с элементарной сетки. (слайд 6)
2. Когда будет готова сетка 5 x 5 делений, то начинаем круговое плетение: берем один из торчащих концов и начинаем выплетать по кругу до тех пор, пока не сплетете дно нужных размеров. Если трубочка заканчивается. То надо надставить ее следующей, вставив в заканчивающую смазав е клеем. (слайд 7)

Теперь определяемся с размерами будущей корзинки. Отталкиваться необходимо от существующего образца, типа горшочка для цветов. Сплетенное донышко должно совпадать по размеру с донышком этого горшочка. (слайд 8)

III. Плетение корзины.
1. Ставим на него емкость с таким же по размеру донышком. И теперь, как матрицу, начинаем оплетать боковые стены основы. (слайд 9)
2. Переворачиваем и продолжаем оплетать уже боковины, периодически наращивая основную трубочку новыми, путем вставления в нее. Для боковых стенок используйте «лозу» потолще. Так оплетаем горшочек до нужной высоты. (слайд 10)
3. Если высота достаточная, прячем лишние концы трубок – начинаем заделывать концы. Это делаем очень просто: заводим горизонтальные трубки за вертикальные каркасные. И вплетаем их вниз вдоль вертикальных. Для этого продолжим им дорогу жесткой спицей. (слайд 11)

IV. Плетение крышки.
1. Плетем диск. Вплетаем лишние концы с одной стороны, которая потом будет нижней. (слайд 12)

V. Выполнение ручки.
1 Делаем ручки петелькой, просто завязав ее у основания узлом.
2 Прикрутить несколькими витками крышку к корзинке. (слайд 13)

VI. Покраска корзинки.
1. Корзинку можно предварительно оттонировать подходящим красителем (красителями или морилкой)
2. Покрасить лаком (2-3 слоя с высушиванием каждого в течении 12-24 часов) (слайд 14)

6.3 Инструктаж по технике безопасности
Правила работы с ножницами
• Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
• Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
• Ножницы кладите кольцами к себе.
• Следите за движением лезвий во время резания.
• Не оставляете ножницы раскрытыми.
• Передавайте ножницы кольцами вперед.
• Не машите ножницами, не подносите к лицу.
• Используйте ножницы по назначению.
• После окончания работы кладите ножницы в футляр.
• Храните ножницы всегда в определенном месте.
Физкультминутка.
6.4. Самостоятельная работа учащихся по инструкционно -технологическим картам

6.5. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
Формирование новых умений:
• проверка организованности начала работы учащихся;
• проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
• соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
Усвоение новых знаний:
• проверка правильности использова¬ния учащимися учебно-технической доку¬ментации;
• инструктирование по выполнению за¬дания в соответствии с технологической документацией.
Целевые обходы:
• инструктирование учащихся по вы¬полнению отдельных операций и задания в целом;
• оказание помощи слабо подготов¬ленным к выполнению задания учащимся;
• рациональное использование учеб¬ного времени учащимися;
• правильность ведения самоконтроля.

6.6. Заключительный инструктаж учителя:
• анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
- Какие сложности возникли при изготовлении корзинки?
- Какой этап изготовления вам показался наиболее сложным?
• разбор типичных ошибок учащихся;
- Изготовление «лозы» (неаккуратность при скручивание, неодинаковая толщина)
- Рыхлая корзина (не плотное плетение)
• повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

- Согласить работа замечательная и интересная. Несложная и оригинальная, посильная любому возрасту. Идея дает простор для фантазии при выборе и формы, и размеров, и цвета корзинки, т.е. можно вполне проявить себя при плетении подобного шедевра.

7. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Домашнее задание - Покраска корзинки.
• Корзинку можно предварительно оттонировать подходящим красителем (красителями или морилкой)
• Покрасить лаком (2-3 слоя с высушиванием каждого в течении 12-24 часов)

8. Уборка рабочих мест.
10. Подведение итогов урока учителем:
- Молодцы все девочки справились с заданием.
Выставление оценок.






Просмотров: 3183 | Добавил: menzelinsk3 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 2
2 Маша  
0
Здравствуйте это маша ваша соседка вы просто отлично всё составили!!!!

1 татьяна  
0
Вы просто молодец, так держать

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Календарь
«  Январь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024